Помышляю День Страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Бессмертному
Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?
Седален по 3-й песни
Воскресный день, предшествующий Прощеному воскресенью, называется в церковном
календаре Неделей мясопустной. Этим наименованием указывается на практическую сторону церковной жизни – начало воздержания
от мясной пищи. Кроме того, день этот имеет и другое название – Неделя о Страшном Суде. Оно определяет тот богословский
и нравоучительный смысл, который заключают в себе богослужения этого дня (и связанной с ним седмицы).
Св. Церковь, подводя нас, своих чад, к самому высокому по молитвенному и
покаянному напряжению времени года – Великому Посту, предваряет его начало несколькими подготовительными неделями. В
богослужения этих недель включаются глубокие и умилительные покаянные стихиры; богослужебные песнопения предлагают
молящимся также определенные евангельские и библейские образы и темы, духовное размышление над которыми должно расположить
и правильно настроить души пасомых к предстоящему покаянному подвигу. Это евангельские притчи О мытаре и фарисее и О
блудном сыне, воспоминание об Адамовом изгнании из рая, и, среди них, евангельская и пророческая картина Страшного Суда
Божия при кончине мира.
Истина Суда Божия над всей разумной тварью – одна из важнейших и непреложных
истин христианства. Мы исповедуем ее в Символе веры: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… сшедшаго с
небес… и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Учение о Страшном Суде является
частью христианской эсхатологии – учения “о последних”, конечных судьбах мира и человека, о том, что в просторечии именуют
Концом Света, а Священное Писание называет великим и страшным Днем Господним. В Евангелии Христос неоднократно говорит
ученикам о Кончине века и открывает им, и через них всем, признаки приближения этого дня и о тех событиях, которые при этом
должны будут произойти. События же эти следующие:
- всеобщее развращение человечества и приход Антихриста;
- второе пришествие Христово, при котором Он убьет Антихриста духом уст Своих;
- воскресение мертвых;
- кончина мира (не уничтожение, а огненное преображение всего сущего);
- Страшный Суд;
- начало Царства Славы и Вечной Жизни.
О суде Божием, совершающемся в истории, было известно еще в Ветхом Завете.
Господь Вседержитель, как Создатель, Владыка и Законодатель, имеет власть и суда над всеми людьми и народами: ибо суд
– дело Божие (Вт.1,17), и осуществляет его. Среди других Своих качеств, Господь именуется Судией всей земли, Судией
праведным. Все действия Божественного Промысла, явленные в судьбе народа Божия и других народов в Писании называются судом.
Правосудие, как и милосердие, – одно их важнейших свойств Божиих в Его отношении к миру и человеку. Суд Божий
распространяется не только на народы, он постигает каждого человека: праведного и нечестивого будет судить Бог (Еккл.3,17).
Когда кто согрешит против ближнего своего,… тогда Ты услышь с неба и соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному,
возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его (2 Пар,6,22).
Было открыто ветхозаветным мужам и о Последнем Всеобщем Суде: Воздайте Господу
славу и честь, воздайте Господу славу имени Его... Трепещи пред Ним, вся земля,… ибо Он идет судить землю (1Пар.16,28).
Пророческие книги изображают нам величественную картину этого высшего суда: Господь воссел на престоле, Судия праведный...,
вознегодовал на народы…Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над
народами по правоте (Пс.9,5).
В День Господень вся вселенная придет в трепет:
Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела… Толпы, толпы в долине суда! ибо
близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и
даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов
Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш (Иоил.3,13).
Суд Божий будет желанным для праведных и страшным для нечестивых: И увидите
это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов
Своих Он разгневается. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и
прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных
Господом (Ис.66,14).
Дух пророческий возвышается даже до созерцания Сына Божия, являющегося на Суде,
и Которому даны Отцом слава и владычество вечное:
Видел я,… что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем
было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и
раскрылись книги… Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями
и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его
– владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7, 9).
|
О СТРАШНОМ СУДЕ
* * * * * * *
БАСНЯ
"Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной
добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую
добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и
нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется,
и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал
ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было
вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею
вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша".
Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел".
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»
* * * * * * *
Яснейшим образом и во всех необходимых для нашего спасения подробностях учение о
Страшном Суде раскрывается в Евангелии, посланиях апостольских и в толкованиях на эти Книги святых отцов.
Христос, говоря ученикам о ценности души человеческой, которой недостоин весь мир,
и об опасности нанести ей греховную порчу, указывает им на грядущий суд: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего
с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16,27). Всякий раз, открывая апостолам о Своем втором пришествии,
о всеобщем воскресении Спаситель говорит и о Суде. Во многих притчах Христовых, которыми Он убеждает к исполнению воли Отца
Небесного, напоминается нам о неотвратимом суде: в притчах о пшенице и плевелах, о неводе (Мф.13), о неверном домоправителе
(Мф.24), о талантах (Мф.25) и других. Вся прощальная беседа Спасителя с учениками на Елеонской горе, изложенная в главах
24-й и 25-й Евангелия от Матфея, посвящается изображению конечных судеб мира и имеющего быть при этом суда.
Именно окончание 25-й главы включено в евангельское чтение Недели о Страшном Суде.
Господь говорит ученикам о том, как будет судиться человеческий род. Поскольку понимание этого возвышенного и таинственного
предмета превосходит разумение человеческое, о способе совершения суда говорится под покровом чувственных образов:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и
соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую
Свою сторону, а козлов – по левую… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25,31). Дела, за которые
будут осуждены грешники и награждены праведники – это дела милосердия: любовь к ближнему Господь поставляет мерой любви к
Самому Себе.
О Страшном Суде неизменно возвещается в апостольской проповеди. Ап. Павел
проповедовал в афинском ареопаге: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который
будет праведно судить вселенную (Деян.17,30), этот великий день будет днем гнева и откровения праведного суда
Божия (Рим.2,5). Се, идет Господь сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах,
которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники, – говорит
ап. Иуда (Иуд.1,14).
Судией на Страшном Суде будет Господь наш Иисус Христос – Он есть определенный
от Бога Судия живых и мертвых (Деян.10,42), ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.2,22). Христу,
как причастному природе человеческой и совершившему искупление, надлежит и судить (конечно, в единении с волею Бога Отца)
человека: И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин.2,27). Подсудимыми на Суде
явятся все люди: христиане и не христиане, грешные и праведные – по сказанному: и соберутся пред Ним все народы,
избранные Ангелами от четырех ветров, от края небес до края их, а также падшие ангелы, не сохранившие своего
достоинства.
Предметом суда и вместе основанием осуждения одних и оправдания других будут
добрые или злые дела представших на суд, их вера или неверие, слова, мысли и нравственные расположения каждого. Бог
воздаст каждому по делам его, – говорит ап. Павел, – тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и
бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев
(Рим.2,6). Всеведение Божие обо всех делах и помышлениях человеческих, которое проявится на Суде, представляется в Писании
образом лежащих на престоле и открывающихся книг: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги
раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно
с делами своими (Апок.20,12).
В последний день Суда все откроется перед очами всех, нет сокровенного,
что не открылось бы, и ничего тайного, что не сделалось бы явным.
|
По слову Ефрема Сирина: «Ни один сердечный помысел не останется там неоткрытым,
ни один взор не избежит суда. И срамное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено пред Праведным
Судией». «В самых малых делах – как дурных, так и добрых, – будет строгое испытание. Подвергнемся наказанию и за нескромный
взгляд, дадим отчет за праздное слово и сказанное для смеха, за злоречие, помыслы, пьянство. А в добрых делах получим
награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох», – говорит Иоанн Златоуст.
По слову того же Златоуста, «на Суде не нужны будут ни свидетели, ни обвинители,
ни доказательства, ни подтверждения, но самые дела явятся перед очами нашими в том виде, как мы их совершили». «Всякого,
кто не достиг меры совершенных, будет упрекать совесть: почему и он не такой же, как они... Восскорбят нечестивые, потому
что не думали о конце, грешники, потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие
правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились» (Ефрем Сирин).
По тому всеобщему и всеправедному испытанию, которому подвергнутся перед лицом
Божиим все дела человеческие, и ожидающему всех делавших злое грозному, окончательному и непререкаемому приговору
Всевышнего Судии, суд сей назван Страшным и будет таковым для всей твари.
«И небо, и землю призовет Он быть с Ним на Суде, и горние, и дольние предстанут
со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут пред Судией, Который придет, сопровождаемый
ужасом и смертью…Если и праведные едва смогут остаться живыми среди ужасов Суда, то куда низринутся нечестивые и грешные?
И пламенные Серафимы не отваживаются умолять о помиловании при виде огненного прещения, но стоят в страхе и трепете и
безмолвствуют, как мертвые. И святые не просят о пощаде... и содрогаются они от опасения сгореть вместе с грешниками»
(Ефрем Сирин).
Неправильно представлять Суд как мщение и кару Бога грешникам, как тираническое
насилие над человеком. «Божественный Суд в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам
себе. Никто не обвинит зеркала, если отражение лица окажется угрюмым, так и правдивый Божий Суд отразит наши свойства»,
– говорит свт. Григорий Нисский. Т.е. каждому в будущей жизни Божественным Судом будет предоставлено соответственное тому,
к чему стремились его сердце и дела в жизни земной: праведникам – блаженство святости, грешникам – мучение от греховного
огня, поленья для которого оно сами собирали в течение жизни.
Также неправильно рассуждать, что в иное время Бог милосерд, а на Суде явится
только правосудным. Всегда, во всех делах Промысла, и на Суде правосудие и милосердие Божии проявляются в непостижимом и
неразделимом единении. И на Суде будет место для милости, если Бог найдет, за что миловать. Однако, нам, грешным и
нерадивым о своем спасении, полезнее размышлять о строгом и страшном испытании грехов, нежели лукаво надеяться на милость.
Другая, внушаемая врагом нашего спасения мысль – это та, что признаки Второго
пришествия еще не исполнились, еще не явился антихрист и так далее, так что Суд не скоро, и будет еще время покаяться.
Христос предостерегает апостолов и нас от подобной беспечности:
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только
Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда… придет хозяин (Владыка) дома,… чтобы, придя внезапно, не нашел
вас спящими (Мк.13,32).
«Если бы Страшный Суд и не был близок, – говорит Златоуст, – все-таки нам не
следует быть беспечными, потому что конец жизни каждого имеет такую же силу для отзываемого в Будущую Жизнь, как и кончина
мира».
Вооружимся же, братья и сестры, теми спасительными размышлениями и уроками,
которые нам предлагает в эту неделю Св. Церковь, и постараемся в предлежащее время Великого поста принести Богу глубокое и
искреннее покаяние. Истинное «покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда
Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области
сатанинской к Отцу Своему» (прп. Исаак Сирин). Итак, (по слову Златоуста) восплачем о грехе, чтобы не восплакать о
наказании; осудим себя, чтобы не быть осужденными; оправдаемся перед Судиею, прежде чем предстанем перед судилищем;
самоосуждение собственных грехов достаточно для Господа к оправданию кающихся. И да сподобимся милостью Владыки этого
оправдания и мы с вами. Аминь!
Иеромонах ФЕОДОР
|